О том, как изменилась процедура
списания имущества
в 2016-м году.

Уважаемые коллеги и партнеры, мы надеемся, что данная информация поможет вашим бухгалтерам, завхозам и руководителям МТО, и другим лицам ответственным за учёт имущества не допустить ошибок и легко решить те трудности связанные с оформлением списания имущества, с которыми вы возможно столкнулись.

О каких изменениях мы говорим?

С 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации списанного имущества подлежит обязательному лицензированию. А это значит, что списанное имущество, которое согласно законодательству является отходом, необходимо передавать лицензированным предприятиям. И тут начинаются трудности: лицензиатов не найти — реестры публикуют с запозданием на несколько месяцев, лицензии у всех разные, кто-то требует паспорта отходов, кто-то нет.

И так, простые ответы на сложные вопросы о списании имущества.

— Разве имущество это опасный отход? Это же не химия, и не «ртутные лампы».
— Имущество не отход, но после списания имущество становится отходом. Об этом нам говорит ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»: «отходы потребления — остатки <…> предметов, изделий, товаров <…> частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства…» А все отходы опасные, но в разной степени. И по степени опасности делятся на 5 классов. Имущество чаще всего после списания становится отходом IV класса опасности, но есть немало исключений, например, сотовые телефоны и источники бесперебойного питания.
— Почему некоторые лицензиаты требуют паспорта отходов? Зачем они?
Паспорт отхода — документ, в котором содержатся сведения об отходе, в том числе и класс опасности. Их обязан оформить образователь отхода (ст.14 89-ФЗ и пункты 7 и 10 Правил проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712). В нашем случае это организация, списавшая имущество.
Паспорта нужны для понимания, каким образом можно обращаться с отходом. Например, какие требования к его хранению, транспортированию, можно ли его разместить на полигоне, или нужно утилизировать. В законе прямо указано, что наличие паспорта отхода требуется для транспортирования отходов. Именно поэтому законопослушные лицензированные компании требуют от заказчиков паспорта.
— Как найти лицензированную компанию?
— На сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) региональные департаменты должны размещать реестры лицензированных компаний. Однако эти реестры публикуются со значительным запозданием. Например сейчас, в конце ноября, опубликованы реестры за 4-й квартал 2015 года и реестры за первый и второй кварталы 2016 года. В результате, в этих опубликованных на данный момент реестрах вы можете не найти компанию, в лицензии которой есть образовавшийся у вас отход. ООО «ПромЭкоБезопасность» получило, входящее в нашу группу компаний, получило лицензию на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию отходов в сентябре. И по многим кодам ФККО ООО «ПромЭкоБезопасность» является единственным в СЗФО лицензиатом, но т.к. реестр за третий квартал ещё не опубликован, об этом знают только посетители нашего сайта и наши клиенты.
— То есть лицензированные компании могут работать не со всеми отходами?
— Да. Лицензии у всех разные и нужно смотреть, какие отходы прописаны в приложении к лицензии, и какие виды деятельности по этим отхода разрешены. Например, у одного лицензиата в приложении могут быть прописаны только «Кондиционеры бытовые, утратившие потребительские свойства»:

Код отхода по ФККО Наименование отхода по ФККО. Вид деятельности
48271311524 кондиционеры бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства Сбор, транспортирование
48271315524 сплит-системы кондиционирования бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства Сбор, транспортирование

А у другого, те же отходы с видом деятельности «обработка и утилизация». В этом случае первый может только принимать отходы и перевозить их, второй – не может перевозить, но может утилизировать. И ни один из них не может ничего сделать с любыми другими отходами.
Стоит так же отметить, что ФККО постоянно пополняется новыми кодами. И, чтобы иметь право работать с новыми видами отходов, лицензиат должен следить за изменениями ФККО и своевременно переоформлять лицензию, дополняя её новыми кодами.

— И как тогда понять, что лицензиат может утилизировать наши отходы? Где взять эти коды и названия? Что это за ФККО?
— Всё просто: ФККО – федеральный классификационный каталог отходов. А коды ваших отходов и указаны в их паспортах, о которых мы писали выше. Эти коды должны быть прописаны в приложении к лицензии, и на против них должны быть указаны нужные вам виды деятельности. Например, для отхода «мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе» (код ФККО 48120503524) такими видами будут сбор, транспортирование, обработка и утилизация, как и по большей части отходов образованных после списания имущества.
— А если у лицензиата не все виды деятельности?
— Тогда у него должен быть подрядчик с недостающими видами деятельности по тем же видам отходов. Если вы заключили контракт на утилизацию, а у лицензиата в лицензии указаны только виды деятельности сбор и транспортирование, то такой исполнитель должен отчитаться перед вами, о том, кому он передал отходы на утилизацию, предоставить копию договора субподряда, и копию лицензии субподрядчика.
— Раньше мы сдавали имущество компании, которая занималась его обслуживанием и ремонтом. Получается, что сейчас так нельзя поступать?
— Это зависит от нескольких моментов. Например у такой компании тоже может быть лицензия на обращение с отходами. Тогда Вы можете проложить работать с ними. Конечно при условии, что соблюдено всё, о чём мы уже писали выше.
Другой вариант, если у Вас с сервисной компанией подписан договор, по которому они обязаны утилизировать вышедшее из строя оборудование, и вы не хотите его перезаключать (или не можете), то такая компания должна заключить договор с лицензированной компанией, и предоставлять вам соответствующую отчётность.
— У нас в имуществе присутствуют драгметаллы. Раньше мы сдавали его компании со свидетельством пробирной палаты. Они возвращали нам денежные средства за извлечённые драгметаллы. Как быть теперь?
— Конечно такой вариант возможен, но при условии, что работы будут произведены на территории вашего предприятия (учреждения). Ведь, если им потребуется перевезти всё на свою территорию, то это уже будет транспортирование отходов. А значит нужна лицензия.
Другой вариант – наличие обоих разрешительных документов. Например, наше ООО «ПромЭкоБезопасность» имеет лицензию на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию отходов, при этом оно состоит на учёте в Пробирной палате. То есть в рамках работ по утилизации те части имущества, которые содержат (или возможно содержат) драгоценные металлы, будут определены и переданы на аффинажный завод. И, естественно, будет произведено перечисление средств за извлечённые драгоценные металлы в бюджет.
Третий вариант, как и в случае сервисной компании, субподрядчик с лицензией.

Пожалуй, это самые распространённые вопросы, которые сейчас возникают у людей ответственных за списание. И этой информации должно быть достаточно, чтобы не совершить при списании имущества ошибок и собрать правильные документы для отчетности.

Если же у вас ещё остались вопросы, позвоните нам, и мы постараемся на них ответить. Наш телефон (812) 702-32-80.
Так же вы можете написать нам на почту util@utilspb.ru с темой «вопросы по списанию имущества».

Если вы хотите сделать заказ на утилизацию списанного имущества, отправьте список имущества на тот же адрес с темой «Запрос КП»